To top

Таблетки для повышения мотивации и устранения корпоративной дисфункции

Таблетки для повышения мотивации и устранения корпоративной дисфункции

Это только от типичной диареи помогают пилюли. От атипичной – люли или тренинг.

Каждый, кто помнит кризис 2008-2009 гг., прекрасно знает: первое, на чём начинает экономить компания, – это «большие счета». Чай и кофе в офисе держатся до последнего. Но многим ли руководителям приходило в голову, что, оказывается, пропажа корпоративных мероприятий, проводящихся в обычных условиях периодически, является для сотрудников тем самым «маячком», который отчаянно сигнализирует: «Пора бежать!»? Как выяснили в Business Family, многим.

Логично было бы предположить, что рынок тренинговых услуг и корпоративного образования наряду с прочими расходами по статье «персонал» пошёл на спад. Но нет, оптимизируют собственные расходы, демпингуют, разрабатывают более злободневные программы, но живут, работают. А знаете, почему? А потому что входят в список жизненно необходимых для бизнеса. Судите сами: тренинги по продажам и закупкам, переговорам и презентациям, менеджменту и личной эффективности, - причём именно в сегменте корпоративных услуг, дали в 2014 до 56% от общего финансового объёма в своей отрасли. Корпоративные тренинги, разработанные именно «под вас» - до 7%. В I квартале 2015 эти показатели выросли до 59% и 8% соответственно. Т.е. почти 2/3 компаний, реально развивающихся, в т.ч. через повышение качества уже имеющихся человеческих ресурсов, не прячут голову в песок, а продолжают решать и чисто учебные, и организационные задачи. Как ни в чём не бывало.

В каких же случаях, кроме приведённого в первом абзаце, стоит задуматься о корпоративном обучении? Если вы считаете, что команда ваша, в общем-то, золотая, но «проба» пока что не дотягивает до максимальной чистоты:
1. Существует реальный разрыв между актуальным и необходимым для дальнейшей работы (в т.ч. в новых экономических условиях) уровнем навыков, компетенций и просто знаний;
2. За последний год к вам пришло много людей из смежных или совершенно иных отраслей, а вы хотели бы использовать их практический профессионализм на 100% у себя;
3. Ваша компания объективно вышла на новый уровень, в т.ч. взаимодействия со специфическими клиентами (госсектор, регионы, переход от семейного типа управления к корпоративному при пересечении планки в 50 штатных сотрудников);
4. Стратегия развития компании требует и обязывает «учиться, учиться и ещё раз учиться» ©.

Рынок корпоративного образования и тренингов, вопреки распространённому мнению, предлагает совершенно различные не только по направленности, но и по цене варианты, в т.ч. за счёт формата. Если вы хотите обучить одного-двух сотрудников – отправляйте их на открытые семинары или тренинги. Если тема актуальна для шести и более человек – финансово выгоднее организовывать корпоративный тренинг. В случаях же, когда речь идёт о регулярных и масштабных занятиях – тренингах по продажам, направленных на повышение эффективности работы менеджеров с клиентами, обучении постоянно пополняемого кадрового резерва, тренингах управленческих навыков (для быстрорастущего бизнеса, «выращивающего» руководителей отделов и рабочих групп, а не набирающих их со стороны), стоит заморочиться и оплатить разработку индивидуального решения, а также наймом собственного тренера в штат. Уже по итогам года оцените финансовую выгоду.
Кстати о выгоде. Знаете, как не обмануться в своих ожиданиях от вложенных в организацию любого вида корпоративного обучения средств? Понять и чётко сформулировать, какой результат вы считаете необходимым получить на выходе. С конкретикой. Цифрами и фактами. И, в принципе, в действительно профессиональных бизнес-школах и консалтинговых компаниях заинтересованы не в сиюминутной продаже вам тренинга, а в реальной помощи вам через обучение персонала.

Как должны с вами работать, чтобы вы однозначно поняли, что перед вами – профи?
1. Они отказываются работать с вами, если вы ставите не реальные планы, прямо заявляя, что дело пахнет выброшенными деньгами: никто стоящий не захочет рисковать своей репутацией, как эффективного тренера. Разрыв между актуальной и желаемой результативностью не должен приобретать масштабы Гранд Каньона.
2. Они не обещают, что по итогам тренинга всё заработает «как по волшебству». Обучение – двусторонний процесс, и по завершении тренинга вам, как руководителю, придётся жёстко следовать полученным рекомендациям, если вы, конечно, не хотите, чтобы через квартал всё вернулось на круги своя. Где-то – действовать по-новому, где-то – наоборот, не вмешиваться в новую систему, пусть даже сдерживаясь изо всех сил.
3. Они чётко знают и не скрывают, что именно будет включено в программу обучения, по каким методикам будет вестись работа, расписывают детализированную программу мероприятия с обоснованием по каждому пункту (что будет являться результатом после приобретения того или иного навыка, качественно и количественно).
4. Они учитывают ваши корпоративные особенности, предлагая различные форматы и/или программы (с командой, 90% сотрудников которой 40+, не пройдут те же механизмы, что и с «игреками»; и профи это знают). Им важно, чтобы полученные от них знания работали.
5. Они помогают вам правильно преподнести, «продать» идею тренингов и их назначения персоналу, проводя вводные презентации и инструктаж.
6. Они не отступают от плана обучения, потому что уверены в том, что предложенный ими инструмент – разработан на 100%.
7. Они оценивают эффективность проведённых мероприятий независимо от вас. Потому что для них действительно важна и интересна эта статистика. Они действительно стремятся «сделать мир чуточку лучше».
8. В их программу заложены посттренинговые мероприятия (с их участием/для вашей внутрикорпоративной отработки).

Ну и как всегда – не просто смотрим, но проверяем рекомендации. Звоним, встречаемся, уточняем у тех, «кто там был». Учитываем как их позитивный, так и негативный опыт.

Какие вопросы на сегодняшний день можно решить, помимо «вливания свежей крови» - новых высокопрофессиональных сотрудников, путём обучения имеющихся? Что предлагает рынок, и что вы можете, при желании, улучшить?

1. Количество и эффективность продаж (примерные темы: В2В/В2С, холодные звонки, работа с различными категориями клиентов);
2. Управленческие и мотивационные навыки руководителей;
3. Коммуникационные навыки сотрудников (примерные темы: деловые переговоры всех уровней, публичное выступление и презентация, деловая переписка, конфликтология);
4. Качество системы управления персоналом (примерные темы: подбор и адаптация, оценка и обучение персонала);
5. Личную эффективность каждого члена команды (примерные темы: тайм-менеджмент, целеполагание).

Разумеется, существуют и специализированные тренинги: по стратегическому планированию, финансовому менеджменту, бюджетированию, основам маркетинга и т.д., отлично работающие даже не будучи адаптированными конкретно под ваш бренд, просто с отраслевой привязкой (а она имеется в каждой уважающей себя тренинговой компании, присутствуя в виде специализации).

Итак, подводя итоги: нужны ли вашей компании корпоративные тренинги или другие образовательные форматы? Два серьёзных повода ответить «да»:

  • Приобретение подобных услуг – дань имиджу: возможность показать и команде, и конкурентам, и самим себе, что всё в компании – по-прежнему. Кризис в головах у менеджеров начинается с пропажи бесплатного кофе в офисе, а для топов – с отказа от оплаты инструментов развития. Вы же не хотите, чтобы от вас сбежал кто-то гениального профессионализма, но слишком тонкой душевной организации? Вот пусть и получит свой очередной – ежегодный сертификат, тренинг, свой кусочек стабильности.
  • Во-вторых, кризис кризисом, а стратегия и её реализация – своим чередом. Да, они корректируются. Но настолько ли всё у вас в компании поменялось за последние 9 месяцев (реально, без эмоций), чтобы отказываться от намерений развивать то или иное направление, для чего требуется дополнительно обучить своих спецов? Вы же не стопнули выпуск своего нового продукта и не закрыли половину офисов в регионах? Вот и идите намеченным курсом.

Самое главное, не надейтесь приобрести «чудо-таблетку от всех бизнес-болезней». Запланировали кого-то учить, сочтя это вложение разумным, - вкладывайтесь, учите. А если система работает, как говорят айтишники, то «не трогайте тут ничего!» в экстренном порядке. Помните: иногда лучшее, всё-таки, враг хорошего! И уж по крайней мере, не занимайтесь «самолечением», а проконсультируйтесь предварительно со специалистом.

29 May 2015, 10:27
Leave a comment
  • New Joiner 17 February 2020, 01:49 Add comment

    Собраться всей компанией и хорошо отдохнуть в ресторане. Неплохая база ресторанов по югу России есть на портале https:

Business Family website uses profiling cookie to improve quality of service and site usability
Персональное предложение

Choose region

Belarus
Kazakhstan
Switzerland
  • Geneva
United Kingdom